Горох, нут и чечевица обеспечивают рентабельность в несколько раз выше, чем пшеница.
Столкнувшись с переизбытком предложения зерна, российские сельхозпроизводители стали засеивать поля зернобобовыми и в 2023 году удвоили экспорт этих нишевых культур, доведя его до $1,4 млрд в денежном выражении. Почему поставки растут такими темпами и при чем здесь Китай, разбирался Forbes.
За 12 месяцев 2023 года Россия экспортировала свыше 3,7 млн т зернобобовых. Это новый рекорд: показатель в два с половиной раза превышает аналогичный за 2022 год по весу, сообщает "Агроэкспорт". В основном за рубеж отправляли горох (77% от общего физического объема поставок или 2,5 млн т), нут (15%) и чечевицу (8%).
В стоимостном выражении экспорт в ушедшем году удалось нарастить в два раза — до $1,4 млрд. Много это или мало? Для сравнения, за первые десять месяцев прошлого года общий экспорт продукции российского АПК составил $38 млрд, экспорт товаров масложировой отрасли, например, — $7,5 млрд.
Однако зернобобовые хоть и являются еще нишевыми культурами, набирают популярность среди сельхозпроизводителей. По предварительным данным Росстата, урожай зернобобовых в России в 2023 году составил 5,9 млн т, что на 29% больше, чем годом ранее, и связано это с увеличением посевных площадей на 25,6%, до 2,9 млн га.
Опрошенные Forbes эксперты объясняют, что горох, нут и чечевица более маржинальны по сравнению с пшеницей, кроме того, в ушедшем году для экспорта открылись огромные рынки Китая и Индии.
В последнее десятилетие мировой рынок зернобобовых рос в среднем на 1,7% в год и в 2023 году составил более 101 млн т, где на долю России пока приходится всего 5,8%, подсчитывает руководитель практики управленческого консалтинга группы "Деловой профиль" Владимир Поклад.
По оценкам Мирового совета по зерну (IGC), объем мировой торговли всеми видами зернобобовых составит в 2023 году 17,7 млн т, увеличившись за год на 3%. То есть доля россиян в мировой торговле может превысить 20% (против порядка 9% в 2022 году).
Российский горох, по данным "Агроэкспорта", оказался наиболее востребованным в Китае, который открыл рынок для российских поставщиков в конце 2022 года. КНР за 11 месяцев прошлого года закупил 915 000 т гороха, активно приобретали его Испания (около 599 000 т), а также Турция (298 000 т).
Экспорт нута с января по ноябрь 2023 года увеличился в 2,3 раза, до 489 000 т. В стоимостном выражении рост двукратный. Самыми крупными покупателями культуры стали Турция (223 000 т, рост в 4,6 раза), Пакистан (133 000 т, плюс 66%) и Египет (18 000 т, рост в 2,2 раза).
Чечевицы из России за 11 месяцев 2023 года вывезли в 2,9 раза больше, чем годом ранее, — 268 000 т. Лидером и тут стала Турция, нарастившая закупки в 3,7 раза, до 112 000 т. В Индию отправилось свыше 41 000 т чечевицы, в ОАЭ — 15 000 т (рост в 2,5 раза).
Основными покупателями стали дружественные страны. "Ощутимые объемы приобрела и Испания, но при текущей политической ситуации не исключено, что это ситуативная покупка, основные же объемы идут постоянным импортерам", — поясняет эксперт по агробизнесу, управляющий партнер agrotrend.ru Николай Лычев.
Значимыми поставщиками гороха на мировой рынок являются Канада (46%), Турция (9,6%), США (8,5%), сообщает Поклад. На рынках сбыта нута России приходится выдерживать конкуренцию со стороны крупнейших экспортеров — Австралии (23% рынка), Индии (15%) и Канады (13%), отмечает эксперт. По чечевице глобально лидируют Канада (44%), Австралия (20%) и Турция (14%).
Маржинальные бобы
Объем производства зернобобовых на порядок отличается от объема производства зерна, но выращивать их гораздо выгоднее. Экспортные пошлины и бьющие рекорды урожаи приводят к затовариванию зернового рынка и снижению цен.
Для аграриев зернобобовые — хорошая возможность диверсификации экспорта, говорит Лычев, особенно учитывая то, что зерновые в последние сезоны не дают прибыли, позволяющей вести расширенное производство, либо не дают ее совсем. Зернобобовые могут быть в разы более маржинальными, чем пшеница, кукуруза или ячмень.
По состоянию на 1 октября 2023 года рентабельность выращивания зернобобовых составила 24%, что почти в 8,5 раза выше показателя по пшенице, приводит данные Поклад из "Делового профиля".
Если раньше сельхозпроизводители, делая ставку на зерновые, получали с их продажи средства для дальнейшего развития и могли инвестировать в обновление парка техники и новейшие агротехнологии, то сейчас, по словам Лычева, они ищут альтернативы, которые помогут хотя бы отчасти вернуться к приемлемой рентабельности. Многие выбирают зернобобовые и готовы отдавать под них все больше земель. "Сельское хозяйство инерционно, севооборот нельзя изменить за один сезон, но именно в 2024–2025 годах, думаю, будет наиболее заметно смещение акцента в сторону зернобобовых", — комментирует эксперт.
Зернобобовые также являются полезным элементом в севообороте сельхозпроизводителей, говорит председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин. Их выгодно использовать как промежуточную культуру, на которую можно переходить после выращивания зерна, чтобы повысить содержание азота в почве, отмечает Поклад. Многие аграрии за счет этого сокращают потребность в удобрениях.
Экспортные цены зернобобовых культур гораздо выше, чем экспортные цены на зерновые культуры, сообщает генеральный директор агрохолдинга "СТЕПЬ" Андрей Недужко.
"СТЕПЬ", лидер по экспорту нишевых культур, в частности гороха, в 2023 году зафиксировала значительный рост урожая: валовой сбор гороха вырос более чем в два раза, нута — на 90%, говорит Недужко. За прошедший год агрохолдинг отправил на экспорт более около 590 000 т нишевых культур, из них на горох пришлось больше половины.
Рассыпался горох
Зернобобовые — традиционный компонент питания народов стран Исламского мира (Ближний Восток, Северная Африка, мусульманские страны Азии), а также Китая и Индии, напоминает Зернин. В России их потребляют меньше; узость внутреннего рынка всегда была одним из главных рисков для производителей этой культуры, говорит Поклад.
Согласно прогнозной оценке ИКАР, в 2023 году урожай гороха в России достиг почти 4 млн т, экспортировали 2,5 млн т, то есть более половины от валового сбора отправилось за рубеж.
По итогам досанкционного 2021 года Россия экспортировала 1,18 млн т сушеного гороха на сумму $378 млн. Крупнейшими покупателями были Турция и Бангладеш (доли 23% и 19% соответственно). Порядка 30% совокупно пришлось на Италию, Латвию, Испанию и Бельгию.
После начала "специальной военной операции"* и введения санкций экспорт в европейские страны упал, и производители зернобобовых начали выстраивать логистические цепочки в Азию.
Потребность Китая в импорте сушеного гороха (основная из зернобобовых культур) Зернин оценивает в 3 млн т. Но до конца 2022 года этот огромный рынок был закрыт для российского гороха.
В октябре 2022 года Китай подписал с Россией фитосанитарное соглашение, напоминает Поклад. По словам Зернина, Россия прошла долгий путь допуска на этот перспективный и многообещающий рынок.
Результаты явились незамедлительно. В календарном году Россия поставила КНР свыше 900 000 т, а в сезоне-2023/2024 — более 700 000 т гороха, приводит данные Зернин. То есть Китай импортировал почти столько же гороха, сколько все контрагенты России в 2021 году.
"Открытие рынка Китая для России положительно повлияло на ценовой тренд в 2023 году", — комментирует Недужко. По данным аналитического отчета IndexBox, экспортные цены на сухой горох при поставке в Китай летом были одними из самых низких в мире — $535 за тонну, для сравнения, в Мексике $777 за тонну.
"Полагаю, что ключевым драйвером развития станет спрос Китая, который сейчас слишком сильно зависит от поставок из Канады. Китай — ведущий импортер гороха в мире, и он заинтересован в диверсификации поставщиков для своей развивающейся индустрии переработки", — говорит Зернин.
Эксперты прогнозируют дальнейший рост российского экспорта за счет прихода новых игроков. "Пока еще зернобобовые остаются нишевым товаром, поставки которого осуществляются контейнерами, но по мере развития до массовых балкерных объемов в этот бизнес войдут крупные экспортеры зерна, располагающие инвестиционными ресурсами для создания необходимой экспортной инфраструктуры", — подытоживает Зернин.