Юристам стоит признать цифровое право самостоятельной отраслью. Об этом заявил председатель столичного отделения Ассоциации юристов России Виктор Вайпан в рамках конференции "Правовое обеспечение суверенитета России: проблемы и перспективы", организованной на юрфаке МГУ в рамках XIII Московской юридической недели.
"Возникшие новые цифровые технологии – искусственный интеллект, цифровые платформы и виртуальные объекты – являются новыми цифровыми сущностями. Их регулирование и использование не всегда вписывается в отраслевые юридические конструкции", – заявил он.
Основные понятия и положения таких правоотношений и принципы регулирования могут быть собраны в едином кодексе, уточнил профессор. Вайпан полагает, что уже настало время для кодификации законодательства – по сути сущностной переработки всего законодательства в информационной сфере. Юрист привел в пример мнение, что современным компаниям уже не нужны юристы без знания в области искусственного интеллекта и понимания того, как работают компьютерные технологии.
О необходимости цифрового кодекса власти говорят уже давно. "Цифровой кодекс как продукт, как мне кажется, очень востребован, потому что комплексное регулирование отношений, связанное с цифрой, требует вынесения в отдельный кодекс. Горизонт [создания кодекса] – 2026 год, не раньше", – сказал 1 ноября министр цифрового развития Максут Шадаев. По его словам, создание кодекса – "это очень сложный, длинный путь".
Глава Центризбиркома (ЦИК) Элла Памфилова, в свою очередь, сообщила, что избирательная комиссия занимается цифровизацией и поддержанием безопасности в связи с технологическими вмешательствами. "Активно применяем искусственный интеллект и развиваем цифровизацию в рамках комиссии. Отмечу, что искусственный интеллект применяется во многих выборных процедурах. У нас есть более 20 цифровых сервисов, чтобы любой человек мог узнать все о выборах в России", – поделилась она в ходе выступления.
Памфилова среди прочего высказалась о правовом суверенитете, который отстаивает избирательная система. По ее словам, Запад раньше "в привлекательной форме развращал наш народ" и "даже менял менталитет". "Конечно, нам предстоит серьезная детоксикация", – заявила Памфилова, отметив, что мировоззренческий и ментальный иммунитет отдельной личности и сообщества составляет основу всеобъемлющего суверенитета.
Она напомнила, как в 2020 г. на выборах и на голосовании по поправкам в Конституцию систему ЦИК пытались "взорвать изнутри". "Не буду говорить как, но система выдержала", – добавила она. Говоря о вмешательствах в российские выборы, глава ЦИК обратила внимание на покинувших страну россиян. "Я не хочу осуждать всех, кто уехал по разным причинам, не обливая грязью свою страну, но вот те, я бы сказала подонки, которые не просто уехали, отрабатывая свои жалкие копейки, формируют базу, чтобы сорвать выборы. И уже работают и там, и здесь, ждуны осевшие не спят, просто затаились", – заявила она.
В документы стратегического планирования понятие "технологический суверенитет" попало еще в 2013 г., сказал доктор юридических наук профессор кафедры информационного права и информационных технологий МГЮА им. Кутафина Алексей Ефремов. "Но рассматривался он c позиции третьих – развивающихся – стран", – отметил он. Ефремов заметил, что до 2022 г. должного внимания к теме не было. "2022 год многое изменил, и теперь технический суверенитет становится направлением внутренней политики", – резюмировал Ефремов.
Уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова отметила "беспрецедентную санкционную политику и русофобию". "В условиях кризиса международной правозащитной системы перед государством встает задача переформатирования", – заявила омбудсмен. Москалькова считает, что сегодня мир находится в состоянии глобальной трансформации, "вызванной болезненным крушением гегемонии однополярного мира".